Международная корпорация SVS
 Резонансные проекты
· Статьи
· Автор
· Интервью
· Акции
· 20 лет спустя
· Издание книг
  в других странах

· Рецензии
 Аннотация:
- английский язык
- немецкий язык
- китайский язык
 Заказ книги
Временно недоступно
 





Интервью

1. Как вы оцениваете рынок элитного образования (частных школ) в столице? Насколько высок спрос на такое образование и соответствует ли ему предложение?

Рынок частных школ, тем более, элитных, стоит на месте. Он не развивается. В Лондоне 2000 частных школ, в Москве - 200, в Киеве как было 20, так и осталось. Да и то, среди них только 3-4 серьезных, то есть, тех, которые предоставляют полный цикл обучения (а не только самую легкую его часть - начальную школу). Причин этому - три. Основная заключается в том, что в качестве бизнеса этот вид деятельности низкорентабелен и в нем много "мороки".
Во-вторых, конкурентоспособными остаются лишь те учебные заведения, которые обладают выдумкой и могут предложить рынку такие дополнительные образовательные и сервисные услуги, от которых клиенты приходят в восторг. Но так как креативное мышление в сфере образования практически отсутствует, то предлагаемый большинством школ шаблонный набор предметов и дополнительных кружков отбивает охоту у родителей платить большие деньги за этот шаблон. Они ищут чего-нибудь особенного для своих детей, но рынок скуден.
В-третьих, в Украине только сейчас обучение в частной школе становится модой. Возможно, потому, что большинство состоятельных людей часто бывают за границей и беседуют со своими тамошними друзьями и партнерами, у которых дети учатся в престижных частных школах. И нашим тоже захотелось.
Факты свидетельствуют о том, что в последнее время резко сменились приоритеты в семейных ценностях. Теперь в семейных тратах приоритеты складываются следующим образом: на первом месте квартира (дом), потом автомобиль, затем ребенок в приличной частной школе, турпоездки, одежда, драгоценности, вторая машина, мебель, фитнес-клуб. Ценность в виде "Ребенок в приличной частной школе" переместилась за два года с девятого на третье место. Таким образом, спрос ожил.
А рынок предложений, к сожалению, безнадежно опаздывает. Ситуация огорчает ещё и тем обстоятельством, что цикл создания школы намного дольше, чем строительство, например, элитного дома. Резюмируя, можно сказать, что спрос в течение пары лет возрастет и станет ажиотажным, а по-настоящему приличные частные школы будут в дефиците.

2. Какие требования предъявляют родители к частным школам?

К сожалению, чаще всего, они не могут их внятно сформулировать, и руководствуются общими соображениями. Тем не менее, после того, как они вникают в ситуацию, вырисовывается то, что им надо (о чем они думают, но прямо говорить стесняются). Конечно, их интересуют знания, общая атмосфера, хорошее обхождение с детьми, малочисленные классы, достойная материально-техническая база и налаженный сервис - питание, транспортировка, чистые туалеты, дизайн помещений, мебель, культурная программа, и т.п.
Однако втайне они надеются, что здесь они уберегут своего ребенка от плохих уличных компаний в наше неспокойное время, а также обзаведутся нужными связями, которые им помогут в дальнейшем, и самое главное, перестанут иметь постоянную головную боль от домашних заданий и нудных назиданий вечно недовольных "вчителок". Здесь они также будут избавлены от необходимости периодически унижаться, давая взятки, подношения, подарки, сувениры и нанимая репетиторов-вымогателей. Только в некоторых продвинутых частных школах их менеджеры помогают родителям сформулировать индивидуальный социальный заказ для их ребенка, учитывая его личные способности, нюансы, пробелы и мечты.

3. Расскажите, пожалуйста, о вашей школе: специфика обучения, образовательные программы, дополнительные занятия, условия обучения (питание, транспорт, материально-техническая база), стоимость обучения.

Лицей "Гранд" - это 2 в 1: обязательная государственная программа плюс то, что нужно ребенку в жизни. Особенно привлекательна для родителей вторая часть. За нее они, собственно, и платят.
Она состоит из нескольких десятков специальных мастерских, практикумов, факультативов и авторских интерактивных программ (компьютерных, экономических лингвистических, развивающих, юридических, психологических). В результате лицеисты овладевают навыками составлять и реализовывать бизнес-планы, создавать веб-сайты, разговаривать на нескольких языках, играть на нескольких музыкальных инструментах, свободно держаться на сцене, умело вести себя с партнерами, владеть своими эмоциями и многое другое, что нужно в жизни, не говоря уже о сохранении здоровья и улучшении характера.
Материально-техническая база представляет собой 9 микроавтобусов, трехразовое прекрасное питание, включая диетический стол, более сотни единиц компьютерной техники, мощные музыкальные синтезаторы, 6 гитар, 4 саксофона. Классы оборудованы специальной эргономичной мебелью (включая мягкую для релаксации), телевизором, видеомагнитофоном, компьютером, проекционной техникой.
На 160 лицеистов приходится 80 учителей и персонала. Это наилучшее и наивысшее соотношение, которое способствует высокому качеству обучения (2 к 1). Преподают учителя, прошедшие тщательный конкурс. И что особенно важно и у нас ценят - то, что они с современным, а не устарелым, менталитетом. Все преподаватели умеют пользоваться компьютером и составляют учебные программы, уроки и задания учащимся на компьютерной основе.

Летом 2004 года известные и влиятельные люди страны, озабоченные тем, что "негде" учить детей, создали специальный Оргкомитет для выбора базовой частной школы для обучения своих детей. Они поставили цель: детям должны обеспечиваться серьезные знания, укрепляющееся здоровье и нужные перспективные связи. Поездив неделю по Киеву, их выбор остановился на лицее "Гранд", где всё это есть.

Стоимость обучения 650 евро в месяц.

4. Что сегодня подразумевает понятие "элитная школа"? Как выбрать школу, на какие нюансы родителям обратить внимание?

Элитная школа - та, которая позволит в будущем ее выпускникам занять ключевые посты в государстве. Для этого они должны получить прекрасное базовое образование, находиться в среде себе равных, впитать культуру страны и мира, воспитать в себе достойные личные качества, нацелиться на достижение важных целей и приобрести сильную мотивацию быть нужным людям.
Сегодня, после периода "дикого капитализма", ко многим образованным родителям приходит понимание истинных человеческих ценностей, и они хотят дать своим детям правильные ориентиры. Например, с этого года в лицее "Гранд" вводятся ряд новых предметов, которых ещё нигде нет: "Социальная ответственность бизнеса", "Воспитание благотворительности", "Креативное мышление", "Воспитание чувства меры", "Личное обаяние и харизма", "Выстраивание взаимоотношений с окружающими", "Умение распоряжаться собственностью", "Умение быть наследником" и другие.
Недавно спросили одного олигарха: "Почему, обладая властью, деньгами и целыми отраслями, вы не можете сделать что-то для людей и страны?". И был получен ответ: "Увы! Мы ведь лицеев не кончали!". Что ж, теперь стало ясно, что делать для того, чтобы выпускники "Гранда" добивались успеха, и страна процветала. Нужно не полагаться "на авось", не довольствоваться бесплатным "обезжиренным" образованием, а специально учить тому, что действительно нужно. Вот такие школы родители и выискивают. Школы, в которых дети "выращиваются" как сортовые яблоки в ботаническом саду, а не как кислые дички в лесу.

5. Некоторые родители полагают, что стоит определить ребенка в частную школу, заплатить деньги, и можно полностью отстраниться от процесса воспитания. Правы ли они? Может ли школа дать гарантию "воспитать гения" из любого ребенка, или же частная школа - это, прежде всего, качественный доступ к знаниям, не гарантирующий, тем не менее, что ребенок их воспримет? Каковы главные заблуждения родителей при выборе частной школы?

К частной школе надо относиться так же, как, например, к спортивной школе (например, киевского Динамо), или к музыкальной, или хореографической школе. Там готовят спортсменов мирового уровня (соответственно, музыкантов, танцоров).Там создаются все условия для этого и организаторы изо всех сил стараются, чтобы их воспитанники достигли самых-самых высот. Однако от воспитанников требуются прилежание и талант. Надо следовать указаниям тренера и не увиливать от нагрузок. Надо стараться. Тогда выйдет толк. За деньги чемпионом не станешь.
 Однажды приводит новый украинец своего разбалованного, раскормленного сына к тренеру по футболу и говорит:
- Вот тебе, кореш, сто тысяч баксов, пусть мой тут побудет центральным нападающим.
- Так он же не может бегать! - Ничего, постоит.
- А тренировки три раза в день он выдержит?
- А зачем они ему? Я же тебе заплатил!
- А если трибуны насмех поднимут?
- И это хорошо. Фамилия в газеты попадет. Реклама будет.

Частная школа (как и спортивная - в спорте) ставит целью выдать на-гора человека, подготовленного к жизни и достижению ее высот. Для этого его снабжают в этой школе соответствующими технологиями, приемами, характером, знаниями, навыками и умениями. В лицее "Гранд" всё только для этого и предназначено. Здесь давно научились делать из обыкновенного ребенка - талантливого, из слабого - сильного, из одаренного - преуспевающего.
Что касается воспитания, то воспитание в школе и воспитание в семье всегда различаются. И модой, как ни странно, стало то, чтобы школа (по крайней мере, частная) не нагружала родителей всякой чепухой, типа домашних заданий. Ведь тренер по спорту не дает задание родителям отслеживать, за сколько их сын проплывает стометровку. У родителей другие заботы. Это в обыкновенной школе учителя, промямлив очередной параграф и перечислив номера абсолютно несовременных задач и упражнений, переносят основной объем обучения ученику на дом, заставляя его работать в две смены.
Что касается заблуждений родителей, то они во многом вызваны неясностью их социального заказа. Например, в школе налажено прекрасное питание, а родители недовольны. Через какое-то время выясняется, что девочка у них толстая, и хорошее питание ее еще больше полнит. Кто виноват? Конечно, школа.

6. В чем, по вашему мнению, главные отличия государственных и частных школ?

Главное отличие в том, что в государственной школе установлен простой стандарт, а в частной - повышенный. Для большинства людей достаточно, чтобы ребенок умел читать, писать, считать, помнил обрывки из некоторых наук, и, периодически посещая школу, просто получал там оценки. Однако есть категория людей, которым этого недостаточно. Они хотят и того, и того, и этого. И находят то место, где "это" есть.

7. Реагируют ли частные школы, и, в частности, ваша, на изменения критериев оценки качества образования? То есть, вводятся ли у вас новые предметы, факультативы и пр. Если можно, приведите примеры.

"Гранд" идет не только в ногу со временем, но опережает его. Это подтверждается тем, что через несколько лет после того, как в "Гранде" вводится какое-то новшество, оно перенимается другими учебными заведениями.
Перечень новейших предметов приведен чуть выше. Через пару лет их, несомненно, начнут преподавать и в других местах.
Однако большое значение "Гранд" придает не количеству и перечню предметов, а технологиям обучения. Не так-то просто добиться того, чтобы ученики все лучше усваивали. Для этого нами везде используются индивидуальные раздаточные материалы и задания, интерактивные методы, деловые игры, экономические тренинги, психологические установки и многое другое, что сразу дает ощущение "прибавления" ума или духовного роста. Для родителей это очень наглядно.
"Гранд" - это "Системная школа", где все тщательно продумано, очень технологично, удобно, понятно. От системы поощрений, наказаний, регламентации домашних заданий, чередования уроков, питания, отдыха, спорта, оплаты, до системы повышения квалификации преподавателей, рейтингов, самоуправления (всего 28 систем). В "Гранде" проводится огромная исследовательская работа, которая привлекает внимание иностранных специалистов, приезжающих к нам за тем, чтобы перенять опыт.
Многих родителей привлекает налаженный сервис, бесконфликтность с учителями, чистые туалеты, приятная обстановка.
В последнее время родители стали ценить то, что "Гранд" - это серьезная школа. В их понимании это значит, что просто так оценки не выставляют, даже за деньги. Более того, нерадивых учеников иногда отчисляют, несмотря на титулы, звания, и должности родителей. Депутат-не-депутат, министр-не-министр… "Чистота рядов" важнее соблазна денег. Это, по их мнению, и есть признак элитарного воспитания. И именно за это они готовы платить большие деньги.

8. Какие преимущества получает выпускник частной школы? Может ли он рассчитывать на поступление в лучшие отечественные и зарубежные вузы?

Постановка вопроса несколько устарела, так как поступить в любой вуз сегодня "не есть проблема". Хоть в наш, хоть не в наш. Для выпускников частных школ, тем более, это не трудно. Они в достаточной степени обучены, при необходимости в последнем классе занимаются дополнительно по нужным для поступления предметам. И этих знаний хватает с лихвой. Во-вторых, так как вузы все платные (что бюджетные, что коммерческие), то и здесь у них проблем, как правило, нет.
Другое дело, что лучшие частные школы дают установку (а также знания-навыки-умения!) не только и не столько на вуз, сколько на будущую работу. Именно это сегодня самое важное. Закончить вуз дело не хитрое. А вот потом найти хорошо оплачиваемую работу в солидной фирме - это ценность! Вот для этого и существуют частные школы, что у нас, что на Западе. Американцы были бы круглыми дураками, платя в год по тридцать тысяч долларов, а за пять лет - сто пятьдесят тысяч за Йелльский университет, если бы не знали, что отобьют эти инвестиции за один-два года.
Так и у нас. Выпускник "Гранда" настолько "подкован", что уже во время учебы в вузе, параллельно работая, зарабатывает 500-1000 долларов в месяц. А после вуза 2-5 тысяч. Вот где кроется ещё одна отгадка, почему родители стремятся отдать своих детей в "Гранд".

Владимир Спиваковский
Основатель лицея "Гранд"
Кандидат экономических наук









Copyright © Издательский Дом SVS Все права защищены.

Опубликовано на: 2004-08-21 (5 Прочтено)

[ Назад ]